A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 25 "Рябинка"

Год семьи

ПРОЕКТ

Подготовила и провела воспитатель средней группы № 7 «Колобок»

Пушкалова Анастасия Викторовна

г. Бердск 2017

Актуальность:

В дошкольном возрасте музыкальное воспитание играет важную роль      формировании личности ребенка, художественного вкуса, творческих и нравственных качеств. 

Проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития чувства ритма, слуха, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков посредством музыкально - дидактических игр. 


Цель проекта:
Расширить знание о разновидностях музыкальных инструментов. 

Задачи:   
  1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
  2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов;
  3. Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
  4. Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, гусли, колокольчики);
  5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
  6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.
  7. Создать необходимую предметно - развивающую музыкальную среду.

Длительность проекта: 
среднесрочный

В реализации проекта участвовали:
  • воспитатель,
  • музыкальный руководитель,
  • руководитель ИЗО,
  • родители,
  • дети.

Предполагаемый результат: 
  • собрать как можно больше сведений о русских народных музыкальных инструментах из разных источников информации; 
  • сделать презентацию «Русские народные музыкальные инструменты». 
  • познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки); 
  • показать, как выглядят и звучат русские народные музыкальные инструменты; 
  • рассказать историю этих инструментов; 
  • подобрать музыкально-дидактические игры для развития ритмического чувства и тембрового слуха; 
  • подобрать упражнения для развития мелкой моторики рук; 
  • подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре.


Форма работы с детьми:
 занятия, чтение художественной литературы, беседы, рассказы воспитателя, музыкально - дидактические игры, разучивание стихов, песен, просмотр видео проектов, прослушивание музыкальных произведений. 

Задачи: познакомить детей с русскими народными инструментами.

Цели:

  • Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;
  • Познакомить со звучанием русских народных инструментов;
  • Формировать эстетический вкус детей;
  • Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации;
  • Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
  • Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещётки, гусли, колокольчики, балалайка);
  • Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов;
  • Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.


Интеграция областей:
коммуникация, познание, музыка, художественно-эстетическая.  


Предварительная работа:
знакомство детей с русскими музыкальными народными инструментами—ложками, колокольчиками, бубенчиками, бубном, трещоткой, свирелью балалайкой. Разучивание песен и музыкальных номеров с использованием народных инструментов. Разучивание загадок. 


Атрибуты:
музыкальные инструменты, волшебная палочка, аудиозаписи русских народных песен и наигрышей.

Конспект беседы с детьми средней группы
о балалайке.

 
Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке.

Задачи:
  • Рассказать об истории балалайки.
  • Из каких частей состоит.
  • К каким видам муз. Инструментов относится.

Ход занятия:

- Ребята отгадайте загадку:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

(Ответы детей)

Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.

Посмотрите – вот она. (Показ инструмента)

- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (Балалайкой).

Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (Ответ детей)

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

(Показ картинки «балалайки части»)

В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например, в Шотландии муз. Символ -  волынка, в Украине - бандура.

В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.

- Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка

(Слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М.И. Глинки)

- Понравилась вам музыка? (Ответы детей) Какая она? (Ответы детей) Правильно: Веселая, озорная.

- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)

- Верно, это плясовая.

Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.

По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.

Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.

- Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
 

Подведение итогов занятия:
  • О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
  • Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
  • Что вам больше всего понравилось на занятии?
{gallery width=300 height=220 counter=0 layout=flow}group7/2017_proekt_rus_narod_instrumenty/balalayka{/gallery}

Музыкальное занятие

Знакомство с балалайкой
Рожок - широко распространенный исконно русский инструмент
Играй гармонь
 
Гусли - самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент
Трещотка — русский народный ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши
Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент
Просмотр выступления балалаечников

 Продукт проекта - открытое занятие

«Путешествие в страну
старинных музыкальных инструментов»

Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов.

Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска), появляется персонаж-Домовенок Кузя.

Кузя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Домовёнок Кузя. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?

Дети отвечают.

Кузя: А еще я очень люблю путешествовать. Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие!

Ведущий: Кузя, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.

               Загадка про ложку.   Не лопата, не совок,

                                                    Что захватит, то в роток,

                                                    Кашу, суп или окрошку:

                                                    Вы узнали? Это …(ложка).

Кузя: Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие?

Ведущий: Не волнуйся Кузя, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент.

Кузя: Какой же это музыкальный инструмент? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?

Ведущий: Нет. Музыкант ударяет ими друг по другу. Вот так. (Показывает).

Кузя: Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?

Ведущий: А ты еще не догадался?

Кузя: Не знаю я.

Ведущий: Ребята, давайте поможем Кузе. Покажем ему нашу подсказку.

    Дети исполняют музыкальный номер на ложках.

Кузя: Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов!

Ведущий: Молодец Кузя! И вы, ребята, молодцы! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?

Дети за Кузей идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз, инструменты.

Ведущий: Вот мы и попали в волшебную страну, где живут русские народные музыкальные инструменты. Только чтобы инструменты нам показались, тебе Кузя, нужно угадать названия этих инструментов.

Кузя: Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами не знаком.

Ведущий: А мы тебе поможем. Правда, ребята? А вот и первая загадка.

                               Целый день все трень да трень

                               И трещать-то ей не лень.

      (Ведущий показывает и играет на трещотке).

Кузя: Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется?

      (Дети отвечают).

Ведущий: Да, это ударный инструмент—трещотка.

Кузя: Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.

Ведущий: В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.

Кузя: Чем бьют?

Ведущий: Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.

                               Целый день бом да бом

                               Раздается громкий звон.

(Звучит бубен).

Кузя: Ой, что это, ребята?

       (Дети отвечают).

Ведущий: Кузя, хочешь попробовать?

Кузя: Да, конечно! (Пробует играть).

Ведущий: Молодец, Кузя. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.

                                 Тили-бом, тили-бом,

                                 Перезвон со всех сторон.

                                 Колокольчики звенят

                                 С бубенцами говорят.

Кузя: А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.

Ведущий: Молодец, Кузя, какой ты догадливый. Кузя, ты играть любишь?

Кузя: Конечно, люблю!

Ведущий: Тогда поиграй с нашими ребятами.

Кузя: С удовольствием поиграю!

Игра «Веселые инструменты» под музыку «Светит месяц»

Ведущий: Молодцы, хорошо поиграли.  Кузя, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.

Ребенок: Если хочешь поиграть,

                     Нужно в руки её взять

                     И подуть в нее слегка

                     Будет музыка слышна.

Ведущий: Подумай-ка минуточку

                   Что же это?

Кузя: Дудочка!

Ведущий: Правильно, молодец Кузя. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит. (Звучит свирель). «Во кузнице».

Кузя: А свирель тоже ударный инструмент?

Ведущий: Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент?

(Дети отвечают).

Конечно же нет. Это духовой инструмент. Заставляет звучать свирель поток воздуха, который я выдуваю. Вот смотри. (Играет). «Ты дума, моя дума».

Кузя: Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на свирели. Дайте мне её!

Ведущий: Нет, Кузенька. Учиться надо долго. А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов. И не обязательно сразу играть на свирели. Можно играть и на ударных инструментах. Правда, ребята? Давайте мы научим Кузю.

Дети исполняют номер на музыкальных инструментах.

         «Ах ты, береза».

Ведущий: Ну, что, Кузя, тебе понравилось?

Кузя: Да, очень. Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.

Ведущий: А вам, ребята, понравилось?

(Дети отвечают).

Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу. Пора прощаться. А ты, Кузя, приходи к нам почаще и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие.

Кузя: Спасибо, обязательно приду. До свиданья.

Ведущий: Ребята, давайте проводим Кузю и пожелаем ему счастливого пути.

(Под музыку «Весенняя хороводная» все уходят).
 
{gallery width=300 height=220 counter=0 layout=flow}group7/2017_proekt_rus_narod_instrumenty/zanytiye{/gallery}

 Рисуем балабайку

Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
{gallery width=310 height=260 counter=0 layout=flow}group7/2017_proekt_rus_narod_instrumenty/risuem{/gallery}
 
 

Лепим дудочку

Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна.
{gallerywidth=310 height=260 counter=0 layout=flow}group7/2017_proekt_rus_narod_instrumenty/dudochka{/gallery}

Работа с родителями

Оформление уголка «Предметы старины»

{gallery width=310 height=260 counter=0 layout=flow}group7/2017_proekt_rus_narod_instrumenty/starina{/gallery}
Уважаемые родители!
Предлагаем вам поучаствовать в викторине и освежить свои музыкальные познания!

Итак:

1? Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали свое пение сказители былин?

а) Гармонь

б) Балалайка

 в) Гусли

2? Какой «одинокий» музыкальный инструмент «бродит на улице где-то» в одноименной песне из кинофильма «Дело было в Пеньково»?

3? На каком инструменте играют пальцами рук, ладонями, локтями, палочками и даже колотушками?

4? Какие маленькие деревянные ударные инструменты испанские танцовщицы одевают на пальцы обеих рук?

5? Каких клавиш у рояля больше: черных или белых?

6? Какой музыкальный инструмент назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя?

7? На каком инструменте обычно играют стоя: на виолончели или на контрабасе?

8? Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент?

а) Трещотки

б) Свирель

в) Домра

На обороте написаны ответы, можете свериться!

(Раньше времени не подглядывать)J

 

Ответы:

1? На гуслях

2? Гармонь

3? На барабане

4? Кастаньеты

5? Белых

6? Баян

7? На контрабасе

8? Свирель, которой около 34 тыс. лет

Загадки о русских народных музыкальных инструментах.

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
и по-русски приседать. (Балалайка).

 

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (Домра)

 

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокольчик)

 

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)

 

Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень. (Трещотки)

 

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кушу, суп или окрошку: 

Вы узнали? Это…(Ложка)

Заключение

Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки; в веселой форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами. В результате реализации проекта сформированы представления о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. 

Проект реализовался на групповых и игровых занятиях с детьми и в работе с родителями. 

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен