ПРОЕКТ
Подготовила и провела воспитатель средней группы № 7 «Колобок»
Пушкалова Анастасия Викторовна
г. Бердск 2017
Актуальность:
В дошкольном возрасте музыкальное воспитание играет важную роль формировании личности ребенка, художественного вкуса, творческих и нравственных качеств.
Проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития чувства ритма, слуха, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков посредством музыкально - дидактических игр.
Цель проекта:
Задачи:
- Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
- Познакомить со звучанием русских народных инструментов;
- Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
- Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, гусли, колокольчики);
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.
- Создать необходимую предметно - развивающую музыкальную среду.
Длительность проекта: среднесрочный
В реализации проекта участвовали:
- воспитатель,
- музыкальный руководитель,
- руководитель ИЗО,
- родители,
- дети.
Предполагаемый результат:
- собрать как можно больше сведений о русских народных музыкальных инструментах из разных источников информации;
- сделать презентацию «Русские народные музыкальные инструменты».
- познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки);
- показать, как выглядят и звучат русские народные музыкальные инструменты;
- рассказать историю этих инструментов;
- подобрать музыкально-дидактические игры для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
- подобрать упражнения для развития мелкой моторики рук;
- подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре.
Форма работы с детьми: занятия, чтение художественной литературы, беседы, рассказы воспитателя, музыкально - дидактические игры, разучивание стихов, песен, просмотр видео проектов, прослушивание музыкальных произведений.
Задачи: познакомить детей с русскими народными инструментами.
Цели:
- Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;
- Познакомить со звучанием русских народных инструментов;
- Формировать эстетический вкус детей;
- Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации;
- Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
- Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещётки, гусли, колокольчики, балалайка);
- Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов;
- Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
Интеграция областей: коммуникация, познание, музыка, художественно-эстетическая.
Предварительная работа: знакомство детей с русскими музыкальными народными инструментами—ложками, колокольчиками, бубенчиками, бубном, трещоткой, свирелью балалайкой. Разучивание песен и музыкальных номеров с использованием народных инструментов. Разучивание загадок.
Атрибуты: музыкальные инструменты, волшебная палочка, аудиозаписи русских народных песен и наигрышей.
Конспект беседы с детьми средней группы
о балалайке.
Задачи:
- Рассказать об истории балалайки.
- Из каких частей состоит.
- К каким видам муз. Инструментов относится.
Ход занятия:
- Ребята отгадайте загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
(Ответы детей)
Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она. (Показ инструмента)
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (Балалайкой).
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (Ответ детей)
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(Показ картинки «балалайки части»)
В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например, в Шотландии муз. Символ - волынка, в Украине - бандура.
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.
- Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка
(Слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М.И. Глинки)
- Понравилась вам музыка? (Ответы детей) Какая она? (Ответы детей) Правильно: Веселая, озорная.
- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)
- Верно, это плясовая.
Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.
По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.
Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.
- Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Подведение итогов занятия:
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Музыкальное занятие
Знакомство с балалайкой
Рожок - широко распространенный исконно русский инструмент
Играй гармонь
Гусли - самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент
Трещотка — русский народный ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши
Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент
Просмотр выступления балалаечников
Продукт проекта - открытое занятие
«Путешествие в страну
старинных музыкальных инструментов»
Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов.
Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска), появляется персонаж-Домовенок Кузя.
Кузя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Домовёнок Кузя. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?
Дети отвечают.
Кузя: А еще я очень люблю путешествовать. Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие!
Ведущий: Кузя, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.
Загадка про ложку. Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это …(ложка).
Кузя: Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие?
Ведущий: Не волнуйся Кузя, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент.
Кузя: Какой же это музыкальный инструмент? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?
Ведущий: Нет. Музыкант ударяет ими друг по другу. Вот так. (Показывает).
Кузя: Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?
Ведущий: А ты еще не догадался?
Кузя: Не знаю я.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Кузе. Покажем ему нашу подсказку.
Дети исполняют музыкальный номер на ложках.
Кузя: Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов!
Ведущий: Молодец Кузя! И вы, ребята, молодцы! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?
Дети за Кузей идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз, инструменты.
Ведущий: Вот мы и попали в волшебную страну, где живут русские народные музыкальные инструменты. Только чтобы инструменты нам показались, тебе Кузя, нужно угадать названия этих инструментов.
Кузя: Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами не знаком.
Ведущий: А мы тебе поможем. Правда, ребята? А вот и первая загадка.
Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень.
(Ведущий показывает и играет на трещотке).
Кузя: Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется?
(Дети отвечают).
Ведущий: Да, это ударный инструмент—трещотка.
Кузя: Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.
Ведущий: В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.
Кузя: Чем бьют?
Ведущий: Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.
Целый день бом да бом
Раздается громкий звон.
(Звучит бубен).
Кузя: Ой, что это, ребята?
(Дети отвечают).
Ведущий: Кузя, хочешь попробовать?
Кузя: Да, конечно! (Пробует играть).
Ведущий: Молодец, Кузя. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.
Тили-бом, тили-бом,
Перезвон со всех сторон.
Колокольчики звенят
С бубенцами говорят.
Кузя: А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.
Ведущий: Молодец, Кузя, какой ты догадливый. Кузя, ты играть любишь?
Кузя: Конечно, люблю!
Ведущий: Тогда поиграй с нашими ребятами.
Кузя: С удовольствием поиграю!
Игра «Веселые инструменты» под музыку «Светит месяц»
Ведущий: Молодцы, хорошо поиграли. Кузя, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.
Ребенок: Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна.
Ведущий: Подумай-ка минуточку
Что же это?
Кузя: Дудочка!
Ведущий: Правильно, молодец Кузя. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит. (Звучит свирель). «Во кузнице».
Кузя: А свирель тоже ударный инструмент?
Ведущий: Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент?
(Дети отвечают).
Конечно же нет. Это духовой инструмент. Заставляет звучать свирель поток воздуха, который я выдуваю. Вот смотри. (Играет). «Ты дума, моя дума».
Кузя: Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на свирели. Дайте мне её!
Ведущий: Нет, Кузенька. Учиться надо долго. А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов. И не обязательно сразу играть на свирели. Можно играть и на ударных инструментах. Правда, ребята? Давайте мы научим Кузю.
Дети исполняют номер на музыкальных инструментах.
«Ах ты, береза».
Ведущий: Ну, что, Кузя, тебе понравилось?
Кузя: Да, очень. Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.
Ведущий: А вам, ребята, понравилось?
(Дети отвечают).
Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу. Пора прощаться. А ты, Кузя, приходи к нам почаще и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие.
Кузя: Спасибо, обязательно приду. До свиданья.
Ведущий: Ребята, давайте проводим Кузю и пожелаем ему счастливого пути.
Рисуем балабайку
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
{gallery width=310 height=260 counter=0 layout=flow}group7/2017_proekt_rus_narod_instrumenty/risuem{/gallery}
Лепим дудочку
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна.
Работа с родителями
Оформление уголка «Предметы старины»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам поучаствовать в викторине и освежить свои музыкальные познания!
Итак:
1? Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали свое пение сказители былин?
а) Гармонь
б) Балалайка
в) Гусли
2? Какой «одинокий» музыкальный инструмент «бродит на улице где-то» в одноименной песне из кинофильма «Дело было в Пеньково»?
3? На каком инструменте играют пальцами рук, ладонями, локтями, палочками и даже колотушками?
4? Какие маленькие деревянные ударные инструменты испанские танцовщицы одевают на пальцы обеих рук?
5? Каких клавиш у рояля больше: черных или белых?
6? Какой музыкальный инструмент назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя?
7? На каком инструменте обычно играют стоя: на виолончели или на контрабасе?
8? Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент?
а) Трещотки
б) Свирель
в) Домра
На обороте написаны ответы, можете свериться!
(Раньше времени не подглядывать)J
Ответы:
1? На гуслях
2? Гармонь
3? На барабане
4? Кастаньеты
5? Белых
6? Баян
7? На контрабасе
8? Свирель, которой около 34 тыс. лет
Загадки о русских народных музыкальных инструментах.
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
и по-русски приседать. (Балалайка).
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (Домра)
Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокольчик)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень. (Трещотки)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кушу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это…(Ложка)
Заключение
Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки; в веселой форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами. В результате реализации проекта сформированы представления о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении.
Проект реализовался на групповых и игровых занятиях с детьми и в работе с родителями.