Содержание программы
В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры, приобщение детей к истокам национальной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания дошкольника.
В соответствии с Программой развития МАДОУ № 25 одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству и музыкальному фольклору (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Часть Основной образовательной программы МАДОУ № 25, формируемая участниками образовательных отношений по художественно-эстетическому развитию составлена педагогами МАДОУ № 25 на основе парциальных программ Г.С.Швайко «Изобразительная деятельность в детском саду» и программы по музыкальному фольклору Е. Г. Борониной «Оберег».
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста (4-7 лет) «Сударушка» |
Реализация программы
Мероприятия, занятия, проекты и методические разработки по реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Творческий отчет «Сударушка» и все, все, все… 2022-2023 год
Презентация проекта в подготовительной группе «Гжель и Хохлома – добрым людям на загляденье»
Консультация для родителей «Русская народная кукла»
Мастер-класс «Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадка»
Из Сибири с любовью…«Ордынская роспись»
Консультация для родителей «Русская деревянная кукла – МАТРЕШКА»
Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Филипповки
Приложение к проекту «Веселый Городец»
Фотоотчет по теме «Рукодельная осень»
Фотоотчет по теме «Осень, осень в гости просим!»
Мастер-класс «Роспись чайного сервиза гжельскими узорами»
Консультация для родителей «Каргопольская игрушка»
Народный календарь «Пётр и Павел Рябинники»
Приобщение детей к народным традициям
Познавательно-творческий проект в старшей группе №4 «Звёздочка» «Городецкая роспись»
Познавательно-творческий проект «Золотая хохлома»
Презентация проекта «Знакомство с народной игрушкой»
Опыт работы. Педагогический совет «Народное искусство и детское творчество»
НОД «Знакомство с русскими народными традициями»
Викторина для старших дошкольников с презентацией «Дымковская игрушка»
Мастер класс. Рисуем вместе с мамой. Роспись городецкой лошадки – поэтапное описание
Консультация для воспитателей Изучение декоративно-прикладного искусства в ДОУ.
Консультация для воспитателей «Развитие творчества детей посредством декоративного рисования»
Консультация для воспитателей «Народное творчество в детском саду»
Консультация для родителей «Наследие народных мастеров Сибири»
Консультация для родителей «Элементарное моделирование с помощью ложек»
Консультация для родителей. Дидактические игры «Народное декоративно-прикладное искусство»
Презентация проекта «Дымковская игрушка»
Презентация проекта «Золотая хохлома»
Презентация проекта «Развеселый городец»
Проект по развитию речи в ясельной группе «Русская народная игрушка - матрёшка»
Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»
Кукольные театры своими руками
Презентация «Дымковская игрушка»
Лэпбук «Русское народное творчество»
Мастер-класс для педагогов ДОО «Народная игрушка»
Мероприятия
Художественно-эстетическое развитие «Декупаж в Гжели»
В рамках проекта «Гжель» по программе художественно-эстетического развития «Сударушка» воспитатель Грошевая Татьяна Александровна для педагогов провела мастер-класс «Декупаж в Гжели».
Декупаж – слово с французскими корнями, обозначает оно «вырезать» — это древняя декоративная техника. Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками? На самом деле всё, что вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки для цветов, посуда, фоторамки, шкатулки, камни, флаконы.
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении. Работая именно с «декупажем», как с аппликацией, позволяет развивать внимание и усидчивость во время вырезания рисунков и мотивов, знакомя его с орнаментами, узорами и развивая цветовое восприятие, фантазию. Не менее важным здесь будет развитие логического мышления в процессе обдумывания последовательности действий.
Каждый участник мастер класса смог почувствовать себя художником, окунуться в творческую атмосферу на занятии, получили навык украшения предметов простым и доступным способом. Работы получились яркими, красивыми. А мастер-класс - творческим и интересным.
Предметно-пространственная среда
Для полноценного осуществления образовательной деятельности, обеспечивающей художественно-эстетического воспитания детей, в образовательном учреждении функционируют оборудованные учебные кабинеты — музыкальный зал и изостудия "Веселый карандашик" для проведения практических занятий.
Эти помещения обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Прецентация Центра детского творчества
Помещение | Оснащение |
Методический кабинет | Методическая литература: Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. Линка - Пресс, 2007.- 240с. Скоролупова О. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста – М. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 128с. С ил. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.- М.: Мозаика Синтез, 2014. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты. Пособие для педагогов. М. Гуманиз. Изд. Центр Владос 2001. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты. Пособие для педагогов. М. Гуманиз. Изд. Центр Владос 2001. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты. Пособие для педагогов. М. Гуманиз. Изд. Центр Владос 2001. Боронина Е.Г. «Оберег».М.:Владос, 2003г. Наглядно-дидактические пособия: -Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. -Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010. -Полхов-Майдан. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. :i -Каргополь —народная игрушка. —М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010. -Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. - Хохлома, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. - Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Плакаты большого формата - Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010. - Гжель. Орнаменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010. - Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 53 - Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010. - Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010 |
Музыкальный зал |
Библиотека методической литературы, сборники нот. Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. Музыкально-дидактические игры. Музыкальный центр. Ноутбук. Электронное пианино. Народные музыкальные инструменты, предметы народноприкладного искусства Подборка СD-дисков с музыкальными фольклорными произведениями Ширма для кукольного театра. Детские стулья и столики «Хохлома». Детские, взрослые народные костюмы (костюмерная). |
Спортивный зал | Картотека народных игр, атрибуты для проведения народных игр, нетрадиционное спортивное оборудование и др. |
ИЗО-студия | Различные изобразительные материалы; Раскраски (по разным темам и с учетом интересов девочек и мальчиков); «Волшебный экран» и доска для рисования; Карты, с последовательностью рисования, альбомы с техниками, а также листы с «пятнами», фигурами и «каракулями» для творческих упражнений; Шаблоны и трафареты по декоративно-прикладному искусству; Дидактические игры (сенсорика, развитие воображения, художественно-развивающие, искуствоведческие); Глиняные игрушки (Дымковские, Городецкие, Хохломские, Гжель, Филимоновские); Иллюстрации художников; Предметные картинки и фотографии для рассматривания; Репродукции картин; Скульптура станковая, декоративная. |
Коридоры ДОУ | Стенд «С песней весело шагать!» Уголки для родителей (стендовая информация); Сменяемая выставка детских рисунков по различным темам «Золотая хохлома», «Дивные узоры», «Сказочная Гжель», «Праздничная Дымка» и т.п |
Групповые помещения | Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о 54 помещения богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей семье, детском саде, городе, изготовленные детьми и родителями. В уголках ряжения и театрализации – несколько вариантов русских народных костюмов, атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам, народные музыкальные инструменты. В изо-уголках имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах. Физкультурный уголок: атрибуты для народных подвижных игр. Уголок для родителей (выставки литературы, стендовая информация) |